Ангелина Голикова:

«Родившись в Челябинске, можно стать всемирно известным кинематографистом»

Андрей Ткаченко

С 7 по 14 сентября в Челябинске пройдет I Международный кинофестиваль «Предчувствие». Один из организаторов, исполнительный продюсер студии «Остров», режиссер, преподаватель ВГИК Ангелина Голикова рассказала «Челябинскому обзору», почему это событие так важно и для зрителей, и для участников, и для студентов факультета режиссуры.

— Ангелина, кинофестиваль проводится в первый раз, но его название уже заинтриговало потенциальных зрителей. Что мы же предчувствуем и что почувствуем в процессе просмотра фильмов?

— Эта концепция была разработана нами совместно с президентом фестиваля Сергеем Мирошниченко (известный режиссер-документалист, отец Ангелины — прим. редакции). Он родился в Челябинске, я также родилась на Урале, в Екатеринбурге, мы неравнодушны к этому региону (улыбается). Вообще, кинофестивалей в России много, они все разные — молодежные, арт-хаус, профессиональные. А этот фестиваль будет абсолютно зрительский. Почему Челябинская область? Потому что данный регион — это не только металлургия, это не только тяжелая промышленность. Здесь есть и наука, и новые технологии. Я видела это, бывая в университетах и на предприятиях. Так вот: новые технологии захватили весь мир. И, конечно, не обошли стороной кинематограф! Фильмы, которые будут представлены на фестивале, сняты при помощи новых технологий и соответственно повествуют о новых технологиях. Они — как предчувствие нового уклада жизни, все нарастающей ее технологичности. О новых коммуникациях между людьми.

— Что будет в программе?

— Фильмы, идущие в конкурсной программе — премьеры. Они все зарубежные и ни разу не были в российском прокате. В сети их тоже нет. Это пять игровых картин.

В конкурсной программе «Предчувствия» — пять игровых фильмов

— Почему в конкурсе нет российских фильмов?

— Объясню. Очень важный момент: мы не хотели делать фестиваль, где покажут фильмы, которые все уже посмотрели. А все отечественные ленты нужной концепции уже прошли в прокате в этом году. Поэтому да — только зарубежные ленты и только премьеры. Интересные и молодым, и зрелым людям. В этом тоже есть определенное предчувствие: мы знаем, что два фильма из конкурсной программы выйдут в российский прокат. Например, «Поиск», продюсером которого выступил Тимур Бекмамбетов. Очень интересная история, посвященная тому, как отец ищет пропавшую 16-летнюю дочь посредством социальных сетей, взламывая ее компьютер. Все картины разные — что-то больше тянет на арт-хаус, что-то в большей степени является коммерческим кино. Блокбастеров не будет, но все эти фильмы, повторюсь, зрительские — они не для узкой ниши ценителей, а для массового просмотра. И это очень важно! Я являюсь директором документальной программы ММКФ (Московский международный кинофестиваль — прим. редакции), и она окупается, на нее приходит огромное количество зрителей в Москве. Всем кажется, что в Москве просто такая публика, с высокой потребностью в таком искусстве. Но хочу сказать, что это был огромный труд длиною в 10 лет, чтобы поймать и собрать своего зрителя. И точно так же мне бы хотелось, чтобы в городе, где я выросла, был такой зритель. Возможно, мы его воспитаем. И очень важно, чтобы фестиваль поддерживали и зрители — тем более что показы совершенно бесплатные, — и власти.

— Давайте пока все-таки вернемся к игровой программе. Какие еще фильмы будут в конкурсе?

— Давайте перечислим. Фильм «Ржавчина» — будет на открытии фестиваля — производства Дании повествует о подростках, которые делятся контентом с помощью соцсетей, из чего позже вырастает очень непростая история. «Вспомнить заново», снятый в США и Канаде,— об ученом, который изобрел устройство записи и воспроизводства человеческих воспоминаний. «Релаксер» — об американском геймере, который не покинет комнаты, пока не одолеет очередной уровень в игре. «Марджори Прайм» — о бывшей скрипачке, которая обзавелась голограммой умершего мужа, чтобы жить как бы в его обществе...

Ангелина Голикова — дочь документалиста Сергея Мирошниченко

— Любопытно. Теперь давайте о внеконкурсе.

— Это будет очень живое документальное кино. Оно не про бомжей, не про алкоголиков и наркоманов и прочие социальные низы (улыбается). Это не трэш. Все очень красиво снято, это кассовые картины с мировым прокатом. Нужно понимать, что мы привезли кино, которое конкурирует на мировых фестивалях. На что стоит обратить внимание? Ну, например, на фильм «Генезис 2.0». Это совместное производство России, Китая и Швейцарии. Он победил в Сандэнсе (Sundance Film Festival — национальный американский кинофестиваль независимого кино — прим. редакции) в номинации лучшая операторская работа в документальном кино. Максим Арбугаев, который снял этот фильм — мой студент. Фантастически талантливый молодой парень. Фильм — про генетику и клонирование. Основные герои — искатели бивней мамонта. Съемки проходили в снегах, где по полгода жила съемочная группа вместе с этими искателями. Мировая известность к этому фильму уже пришла, и вот теперь и в Челябинске можно посмотреть его в отличном качестве на большом экране. Режиссер, к сожалению, не приедет — он заключил контракт с National Geographic и уехал на очередные съемки. Ну, порадуемся за него (смеется).

— Еще что интересного будет в документальной программе?

— Очень рекомендую фильм «Гром среди ясного неба: история Хеди Ламар». Хеди была известной актрисой, но мало кто знает, что помимо этого она была еще и научным деятелем! Занималась электроникой и системами коммуникации. И как трагично было то, что ее открытия в начале XX века не признали. Есть еще картина российского режиссера Юлии Киселевой — «Мозг: вторая вселенная». Очень интересно сделанная, зрелищная.

Организаторы фестиваля «Предчувствие» считают, что Челябинск — научно развитый город, и провести здесь кинофорум, посвященный новым технологиям — вполне логично

— В материалах по фестивалю есть красивое и загадочное для многих словосочетание VR-контент. Что это такое?

— Это потрясающая программа Георгия Молодцова, на которую я всем рекомендую идти. «Russian VR Seаsons» — это команда по продвижению проектов виртуальной реальности на международном рынке. А Молодцов входит в тройку самых востребованных кураторов VR-программ в мире. Он сам производит эти фильмы. VR — это когда ты надеваешь на себя очки и наушники и оказываешься в созданной реальности. Программа у Георгия очень интересная, она включает в себя как международные шедевры, так и российские истории. Например, фантастически красивая история про Байкал.

— По сути, это и не кино ведь уже. А переход в иную реальность, созданную с помощью новейших технологий.

— Да, и это потрясающе, что Молодцов согласился приехать в Челябинск. Его программы-то трудно достать, а уж его самого — и тем более. Георгий привезет с собой 12 так называемых масок, и в фойе кинотеатра им. Пушкина можно будет посмотреть это все. А потом он проведет мастер-класс для студентов.

— Кто будет в жюри «Предчувствия»?

— Председатель — Владимир Грамматиков. Известный наш режиссер, креативный продюсер «Уолт Дисней Компани СНГ». Он привозит фильм «Последний богатырь», который уже шел в прокате. Там масса компьютерной графики. Грамматиков приезжает в университет, там будет показ этой картины и потом — мастер-класс... Андрей Мерзликин приезжает, вместе с Алексеем Петрухиным они привозят картину «Последнее испытание», о войне, для показа на заводе «Конар», для рабочих. Мы очень благодарны Бондаренко (Валерий Бондаренко, генеральный директор АО «Конар» — прим. редакции), что он предоставил нам шанс такой — показать фильм сотрудникам.

Ангелина Голикова родилась в Екатеринбурге, много времени в детстве проводила в Челябинске

— Какие будут мастер-классы в рамках фестиваля?

— Для меня было важно, чтобы мы не просто показали кино, но и немного помогли вашей киноэлите, студентам, ребятам из института культуры. Без шуток: я понимаю, как тяжело учиться в регионе. Всем кажется, что надо ехать в Москву, в Питер. Но могу сказать точно: если ребята посетят все эти лекции за неделю, то они получат такой хороший годовой запас, какой есть и у студентов ВГИКа. Потому что мы привезли им программы на все случаи жизни. Петрухин расскажет, как снимался «Вий» и про зарубежные блокбастеры. Грамматиков расскажет про «Дисней» и его спецпроекты, в которых можно участвовать. Олег Богатов — человек, который приедет и будет учить ребят участвовать в российских и международных питчингах (питчинг — презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект — прим. редакции). Как делать презентацию, как составить заявку, как уложиться в пять минут на представлении перед продюсерами. Кроме того, мы привозим Алену Смирнову, режиссера службы документальных фильмов телеканала «Россия». Можно будет познакомиться с ней лично. Взять контакты, почту. Ну, и Сергей Овчаров, приедет под конец фестиваля, известный режиссер.

— В российском кино как сегодня с технологиями, во всех смыслах?

— Сейчас — очень хорошо. Понятно, что у нас индустрия не так развита, как в Голливуде, но нельзя сбрасывать со счетов, что лет двадцать назад нашему кино было очень тяжело и эти последствия приходит долго преодолевать. Но те же «Движение вверх», «Экипаж», «Салют-7» — это по-настоящему фантастическое кино! Надо ходить, смотреть, голосовать рублем.

— Есть мнение, что традиция снимать качественные блокбастеры в России все-таки так и не сформировалась. Не наша природа.

— Да и не надо. «Человек-Паук» — не наш герой. Давайте лучше снимать «Конек-Горбунок». Или «Последний богатырь». Они же явно пользуются успехом, так зачем нам гнаться за чужой традицией? Никто ведь не удивляется, что американцы не снимают кино про Аленушку и братца Иванушку. Надо уважать своих героев, культуру и мифологию и России, и своего края.

Ангелина Голикова считает, что режиссуру в регионах необходимо развивать

— Вы упомянули, что в регионах сложно учиться, касаемо вашей сферы. Вы имели в виду отсутствие традиций и должного педагогического состава или что-то еще?

— Фестиваль «Предчувствие» не появился бы, если бы мы не сотрудничали с Челябинским институтом культуры. Те люди, которые там работают, для меня — просто сподвижники. Потому что есть тенденция: факультеты режиссуры в регионах закрываются. Сначала закрыли заочные отделения, потом сократили количество бюджетных мест на очных отделениях. Так, чтобы осталось мест пять. Остальное — платно, и нет никаких грантов. Я, конечно, понимаю, что это не столица, но тут важно понять одну простую вещь: если у нас все будут учиться в Москве, то у нас фильмов кроме как о Москве и Московской области не будет. Для меня как для педагога ВГИК очень важно, чтобы были ребята из регионов на факультете. Мы стараемся им потом помочь устроиться на их родине, хотя, конечно, есть территории, где это просто невозможно.

— Что значит устроиться? Получить диплом и работать в провинции в качестве режиссера?

— Есть пример: девочка из Иркутска получила диплом, вернулась на родину, ее поддержал тогдашний губернатор области и ей дали грант на фильм. Работает, снимает там, сделала уже три картины. Она осела, у ней там семья, и в регионе появилась кинодеятельность.

— В советское время в нескольких регионах были свои киностудии. Сейчас фактически нет. Как же работать?

— Вот о чем мы и думали на будущее: благодаря этому фестивалю можно будет как можно большему количеству потенциальных деятелей рассказать о новых высоких технологиях. С помощью которых можно делать что угодно и где угодно, не снимая офиса в Москве. Мне кажется, это все может быть очень интересно Челябинску. Тем более что это все-таки наукоград, где очень много людей, разбирающихся в компьютерных технологиях. Соответственно, это может стать катализатором для создания студии графики, сообщества молодых ребят, которые бы делали это и зарабатывали на этом. Родившись в Челябинске, можно стать всемирно известным кинематографистом, и история президента фестиваля «Предчувствие» Сергея Мирошниченко — лучший тому пример.