Не опускайте рук

Американский урбанист Джеффри Соул рассказал о том, каким может стать Челябинск

Максим Бодягин

Специалист по развитию городов и член Американского института сертифицированных специалистов по планированию Джеффри Л. Соул выступил перед челябинцами с докладом «Культурное и природное наследие — основа формирования устойчивой среды».

Инициатором мероприятия стало Генконсульство США в Екатеринбурге, которое провело встречу общественных активистов с иностранным гостем на площадке Центра международной торговли при поддержке Агентства инвестиционного развития (АИР) Челябинска — оно является основным драйвером разработки стратегии развития города.

Говоря о стратегии, Джеффри Соул рассказал, как можно «прочитать» свой город и спланировать его изменения, сохранив самобытность, и обсудил с участниками сам процесс планирования, вовлечение общественности, добавление уникальных стилевых элементов в новые разработки. Привести двухчасовой доклад полностью сложно по чисто техническим причинам, поэтому «Челябинский обзор» публикует ответы г-на Соула на вопросы общественников.

Юрий Латышев, краевед, координатор группы «АрхиСтраж»:

— Каково ваше мнение о Кировке с этим голубым строением посередине? И вы говорили о сохранении исторического облика улиц. Что делать с улицами, где осталось три-четыре исторических здания?

— Я бы хотел подчеркнуть, что сохранение исторических особенностей — это общий европейский подход, не только российский. Он более консервативен. Поясню: когда мы в Америке реставрируем какое-либо историческое здание, мы стараемся сохранить в первую очередь его фасад, наружную оболочку. Мы больше заботимся о том, как это здание впишется в контекст общественных мест, чем о его внутреннем содержании. Внутри оно может быть абсолютно переделано. Полностью. Это — основная разница в подходе к сохранению исторически значимых зданий в Европе и в Америке.

Американский подход к восстановлению зданий — сохранять фасад и вписывать его в общественное пространство

Есть вариант, поклонником которого я не являюсь, но он лучше, чем строить стеклянные коробки. У нас в Вашингтоне есть улица, на которой исторические здания были полностью уничтожены. Однако их фасады сохранили, а за ними построили уже нечто другое.

Я здесь всего один день, поэтому не могу говорить за город целиком. Но очевидно, что вам нужно улучшать все основные улицы, где есть пешеходы. А не фокусировать все свое внимание только на Кировке.

Приведу пример. Все очень хвалят Копенгаген, как уютный и красивый город. Но тридцать лет назад он совершенно не был таковым. Он был совершенно обычным городом, с большим количество автомобилей, с большим числом наземных парковок, а потом власти города просто приняли решение сменить приоритеты и сделать город более дружелюбным для пешеходов. С тех пор большинство действий были направлены на то, чтобы обеспечить пешеходам комфорт. В итоге, город получил то, что сейчас есть.

Поэтому я бы посоветовал Челябинску обратить внимание те вещи, которые можно сделать в краткосрочной перспективе: как-то разобраться с баннерами, с наружным освещением, сделать улицы более удобными для пешеходов. А в дальнейшем уже преобразовывать город более глубоко.

Еще один момент касается осадков и ливневых канализаций. Общая тенденция прошлых лет была такой: мы старались собрать всю эту дождевую воду в трубы и вывести куда-нибудь подальше от города. Сейчас тенденция изменилась. Мы делаем дренажные системы, которые позволяют сохранять эту дождевую воду там же, где она и выпала, и использовать ее полезным образом.

Нужно сфокусироваться не на единственной пешеходной Кировке, а делать удобными для пешеходов все улицы города

Пример. Майкл Блумберг, в бытность мэром Нью-Йорка, встал перед проблемой: существовавшая система ливневой канализации дошла до своего предела и городским властям нужно было вложить семь миллиардов долларов в создание новой системы. Но они могли за три миллиарда изменить городскую инфраструктуру таким образом, чтобы вскрыть некоторые тротуары, посадить там деревья и подвести к ним каналы со сточной водой. И сейчас такие процессы проходят во всех Соединенных Штатах, потому что нет такого мэра, который бы не хотел сделать город лучше за меньшую стоимость.

Дмитрий Довбня, эксперт АИР города Челябинска, председатель Комитета по содействию развития территории для внутреннего туризма ЧРО «Опора России»:

— В нашем городе на разработку генплана и общее планирование города влияют не архитекторы, а, в основном, строители и бизнес. Как в Америке пришли к пониманию того, что планировать город нужно не исходя из кратких частных бизнес-интересов, а в долгосрочной перспективе?

— Думаю, тут нужно сосредоточиться на выстраивании стратегии, убеждающей застройщиков, что соблюдение интересов горожан все равно приведет к увеличению их прибыли. Я не знаю, как регламентируют действия бизнеса тут у вас.

Все изменения в бюджете и в законодательстве США происходили в результате работы общественников, не боявшихся высказывать свою позицию. И те заявления, которые были сделаны общественниками в 70-80 годах, отразились в тех изменениях законодательства, что были сделаны в 90-х.

Я не знаю, в каких условиях вы работаете, но думаю, что тут нужно сочетание экспертных знаний и работы активистов. Возможно, нужны небольшие демонстрационные проекты, когда вы берете маленький участок какой-то улицы и восстанавливаете его в соответствии с этими принципами. Получается, что, во-первых, нужно начинать с каких-то малых дел, во-вторых, нужно найти союзников и хотя бы нескольких человек в правительстве, которые понимают вашу точку зрения, принимают ее и которые смогут увидеть, что результаты вашего труда могут быть выгодны и с финансовой точки зрения.

Изменения не произойдут быстро. В Соединенных Штатах они тоже быстро не происходили. Но все началось с неудовольствия той ситуацией, что сложилась, и постепенно привело к изменениям.

Все изменения в жизни городов начинаются с неудовлетворенности общественников

Надежда Вертяховская, гражданский активист:

— Как в США решается вопрос размещения транспорта в жилых кварталах? Какие рецепты вы можете предложить для Челябинска?

— Ситуация в Челябинске и Вашингтоне различается коренным образом. Вашингтон имеет длительную историю взаимоотношений между бизнесом и городом. Вам, вероятно, нужно вернуться к нашей изначальной ситуации и обеспечить наличие жестких требований к застройщикам. К примеру, при сдаче дома на 65 квартир они должны будут обеспечить минимум 25 парковочных мест. И нужно понимать, что если они строят парковку, то тем самым стимулируют рост числа машин в собственности жильцов, и эту проблему потом тоже придется решать. Мы также понимаем, что количество парковочных мест можно сократить, если здание строится недалеко от остановки эффективного общественного транспорта.

Другой действующий механизм, который у нас есть — так называемые «районные парковочные пропуска». Если ты проживаешь в данном районе, то получаешь специальную наклейку на лобовое стекло и можешь парковаться в этом районе где угодно. Но если у тебя такой наклейки нет, тебя автоматически увозит эвакуатор. Это называется «преференции на парковку для резидентов». И в Вашингтоне вопрос с парковками решается гораздо лучше, чем в любом другом городе США, это я вам гарантирую.

У нас также введена система, которая автоматически анализирует количество свободных парковочных мест как на открытых автопарковках, так и на подземных. Как только свободных мест становится меньше, цена парковки автоматически растет в режиме реального времени.

Вы также могли бы воспользоваться популярным у нас механизмом перехватывающих парковок, поскольку у вас тоже развит общественный транспорт. У нас на периферии города, за пределами центра есть так называемые «перехватывающие парковки», где вы можете оставить свою машину на день за очень небольшую сумму и дальше уже пользоваться общественным транспортом.

В Челябинске более миллиона жителей и он бы точно вошел в топ самых больших городов США. Мы, конечно, ориентируемся прежде всего на то, чтобы контролировать въезд машин в город извне, но у вас, скорее, другая специфика. Люди хотят ехать на машине туда, где есть что-то для них необходимое: магазины, места развлечений, работа и так далее. В стратегической перспективе надо решать проблему так, чтобы у людей все необходимое было в пределах пешей доступности.

Сохранение исторических мест — важный фактор в создании самобытного облика города

Приведу в пример родной город. Раньше Вашингтон был «городом для работы». Тут никто не жил, все приезжали сюда из пригородов. Примерно с 85-го года до настоящего времени был введен приоритет на строительство жилых зданий внутри города. За это время в Вашингтоне было построено жилья на тридцать тысяч семей. Именно для того, чтобы люди жили там, где работают.

В заключение я хотел бы отметить, что реализация вопросов и инициатив, о которых вы говорите, везде сложна. Поэтому не опускайте рук. Глобальный тренд показывает, что лучше всех живут города, ориентированные на «зеленое строительство» и на создание среды, удобной для пешеходов. В итоге все ведет к экономическому преимуществу одного города над другим. Челябинск сейчас конкурирует не только с Екатеринбургом или Пермью, но и с Куала-Лумпуром, Чэнду и любыми другими городами планеты. В итоге экономически успешными будут те города, которые окажутся удобнее для жителей.

По завершении доклада на вопрос «Челябинского обзора» ответила Оксана Грехова, и. о. директора АИР города Челябинска:

— Насколько при разработке стратегии города учитываются вопросы его конкурентоспособности в федеральном и мировом масштабе?

— Как раз о конкурентоспособности Челябинска сейчас и идет речь в рамках разработки маркетинговой составляющей стратегии города. Администрация города в лице Комитета экономики инициировала процесс разработки стратегии Челябинска и привлекают к нему горожан, чтобы услышать и учесть мнения всех социальных групп. АИР города выполняет функции координатора процесса. На текущий момент проведены встречи с деловым сообществом, общественниками, политиками, профессиональными и образовательными организациями с целью понимания видения будущего города. Ведь без согласованной всеми участниками процесса стратегии развития муниципалитет не может развиваться. Конечно, вопросы благоустройства городских пространств — это тактическая задача, не требующая отлагательств, но властям важно понимать — какой образ города желают видеть горожане, в первую очередь молодежь.

Для насыщения информационного пространства в этой сфере мы и способствуем приглашению экспертов из других городов и стран. Джеффри Соул рассказал нам, как дела обстоят в Америке, и мы видим, что и там вопросы благоустройства закладываются в стратегию развития муниципалитетов и не могут решаться отдельно от нее. Нам нужен план — какой город мы хотим видеть: город-герой Танкоград, или центр медицинского туризма, или промышленный город, или мировую спортивную арену? Тут очень важен вопрос компетенций, которые мы как город можем на себя взять. Напомню, что большая аналитическая работа по разработке маркетинговой части стратегии уже проведена, большое количество горожан приняли в процессе непосредственное участие, и теперь мы совместно с экспертами готовы вынести на публичные обсуждения гипотезы развития города.

Напоминаем, что 29 ноября в отеле Рэдиссон Блу под эгидой АИР состоится форсайт-сессия «Глобальные вызовы будущего», в ходе которой участники постараются выработать общее видение конкурентоспособности Челябинска на долгосрочную перспективу.