Где ты, Танкоград?

Алексей Текслер рассказал о планах развития легендарного ЧТЗ

Андрей Ткаченко

Челябинский тракторный завод по-прежнему остается одним из ключевых брендов нашего города, но вот работа предприятия при этом заметно хромает не один десяток лет. При этом у ЧТЗ есть несомненный потенциал развития — в этом совершенно уверен глава региона. Алексей Текслер убедил в этом и прессу, и работников завода.

Первый трактор — «Сталинец» — сошел с конвейера ЧТЗ в 1933 году. Он стоит в музее завода под открытым небом, выглядит «с иголочки» и раз в год принимает участие в параде техники. Рядом с ним — легендарный Т-34, после выпуска которого в 1940 году наш город и получил звание — Танкоград.

Музей ЧТЗ под открытым небом

Это — история, которой по праву гордится каждый коренной челябинец. Но, к сожалению, в истории ключевого для нашего города предприятия есть моменты, за которые по-настоящему больно. Тяжелые 90-е, банкротство, невыплата заработной платы, сокращение объемов производства, логически следующее за этим сокращение штата... В лучшие годы на ЧТЗ трудились 50 тысяч человек, сейчас — 6 500.

Новая веха в истории завода началась в 2011 году, когда контрольный пакет акций «ЧТЗ-Уралтрак» перешел к НПК «Уралвагонзавод». Сегодня ЧТЗ выпускает бульдозеры, погрузчики, трубоукладчики, а также продукцию для оборонно-промышленного комплекса. Но до «золотых» объемов производства все-таки далековато.

Алексей Текслер и ИСУ-152

Главе региона Алексею Текслеру и делегации демонстрируют и музейные тракторы, и танки, и современную технику, которую поставляют копать, рыхлить грунт, укладывать трубы и в северные регионы и в южные страны.

— Вот машина, девять тонн тяги. Двигатель современный, кабина тоже. В структуре рынка дорожно-строительной техники России занимает сегодня 17%, — говорит технический директор завода Виктор Иванов.

— А конкуренты кто? — сразу интересуется Алексей Текслер.

— Чебоксары, еще ряд заводов...

Главу региона интересуют рыночные перспективы техники

Чтобы выстоять на конкурентном рынке, на ЧТЗ улучшают систему управления, техническую начинку. Постоянно ведут переговоры с дилерами на предмет усовершенствования продукции. Например, сейчас бульдозеры выпускают с управлением джойстиком.

Новые бульдозеры и погрузчики производства «ЧТЗ-Уралтрак»

Путь в цеха уже не столь презентабелен. Просматривается некий отпечаток запустения — вроде и газоны пострижены, и бордюры покрашены, но все же — то тут у цеха ободранная стена, то здесь выбито стекло...

Алексей Текслер инспектирует цеха ЧТЗ

Делегация и пресса заходят в сборочный цех. Алексей Текслер сразу интересуется, есть ли тут кондиционеры. Ему отвечают, что система вентиляции работает хорошо, а будет еще лучше. Но надо сказать, что здесь действительно не очень душно — потому что на огромное пространство всего пара десятков рабочих.

В сборочном цехе рабочих совсем немного

Главе региона показывают и закрытый от журналистов цех — там собирают продукцию для оборонно-промышленного комплекса. Далее на очереди — станки с числовым программным управлением. В этом цехе трудятся в основном молодые люди. Нажимают на светящиеся дисплеи, после чего прозрачные стекла станков изнутри омываются молочно-белой жидкостью — это охлаждается пластина, которая обрабатывает детали.

Так выглядит рабочее место оператора ЧПУ на ЧТЗ

Мы спрашиваем молодого человека по имени Руслан — оператора ЧПУ — сколько он зарабатывает.

— Зарплата средняя по Челябинску, — дипломатично улыбается он.

— Вам нравится здесь работать?

— Да, очень. Иначе я бы давно уволился, спрос на мои рабочие услуги в городе есть.

Новые станки с ЧПУ

Впрочем, с Русланом по поводу средней по городу зарплаты не очень согласился Алексей Текслер. На встрече с работниками ЧТЗ он сразу говорит, что, в принципе, не питал особого оптимизма в отношении нынешних дел предприятия. Заработная плата чуть ниже средней городской и вообще ниже, чем в целом по отрасли. При этом глава региона сразу подчеркивает: ЧТЗ будет жить, это бренд Челябинска, и его будущее даже не обсуждается — завод будет существовать. А вот как — его собственники и эксперты доложат Текслеру уже в декабре этого года, в рамках концепции развития.

Алексей Текслер в декабре ждет на стол концепцию развития Челябинского тракторного завода

— Надо развивать ту часть, которая ориентирована на лучшие продажи, в том числе и на гособоронзаказ, — говорит Алексей Текслер рабочим. — Есть и хорошая гражданская продукция — новые модели; есть заказы, которые предприятие сегодня не может выполнить в силу определенных обстоятельств, но наша задача как раз вместе решить эту проблему. Мне кажется, есть потенциал, который сегодня не реализован. Мы готовы рассматривать вопросы, связанные с господдержкой ЧТЗ. Например, создание индустриальных технопарков и преференции по этой линии. Есть и федеральные программы, направленные на поддержку экспорта.

Встреча с работниками «ЧТЗ- Уралтрак»

Также глава региона в категоричной форме заявил: никаких сокращений на ЧТЗ не будет.

На встрече присутствовал и генеральный директор НПК «Уралвагонзавод» Александр Потапов, который подчеркнул: ЧТЗ — не «проблемный актив», а «сердце», ключевое предприятие в структуре холдинга (УВЗ входит в ГК «Ростех»). «Не будет ЧТЗ — не будет большой линейки продукции, которая идет по гособоронзаказу в целях обеспечения национальной безопасности. Поэтому вопрос решен, навсегда, ЧТЗ будет. Но необходимо, конечно, развивать и другие направления. Мы же говорим о том, что здесь есть опыт, есть конструкторская школа, и также не надо забывать, что в корпорацию входит НПО „Электромашина“, которое обладает определенными компетенциями. Это направление востребовано, его надо оценить, правильно, и вписать в стратегию, если мы ее реализуем. Я думаю, что мы ее реализуем», — оптимистично сказал Потапов.

Генеральный директор НПК «Уралвагонзавод» Александр Потапов (слева)

Есть вероятность, что на базе ЧТЗ появится и новое производство — двигателей для энергетики.

— Речь идет о потребности, которая существует и для развития Арктики, и для развития распределенной генерации в стране — это большой важный тренд, и он прописан в указе президента как отдельное направление, — сказал Алексей Текслер журналистам. — Мощных современных двигателей для развития электроэнергетики сегодня недостаточно, и мы сегодня действительно обсудили этот вопрос — возможность производить их здесь, у нас на ЧТЗ. Это и солнечно-дизельные станции, и ветро-дизельные, с современной автоматикой, которые могут работать по всей России.

Впрочем, рабочих судьбы страны интересовали не столько, сколько насущные, в общем-то, потребности. Они очевидны и не сильно отличаются от потребностей людей других профессий. Это благоустройство, общественный транспорт, озеленение. Об этом и шла речь на встрече с Алексеем Текслером и врио главы Челябинска Натальей Котовой. Пожалуй, единственное, чем отличалась эта встреча от других подобного формата на других площадках — больший упор на популяризацию рабочих профессий среди молодежи. Оно и понятно: как будет работать предприятие в будущем без притока свежих сил?