Алексей Любавин:

«Челябинские мошенники разбежались по стране»

Андрей Ткаченко

Когда в Челябинской области начнут дешеветь полисы ОСАГО? Для чего России понадобился финансовый омбудсмен? Отчего мошенники начали мигрировать из Челябинска в другие регионы? Когда упростится оформление ДТП? И что останется делать автостраховщикам, когда по миру начнут колесить беспилотные машины? Об этом и многом другом рассказывает заместитель генерального директора ПАО «АСКО страхование» Алексей Любавин.

— В Челябинске, по данным регионального Министерства экологии, насчитывается порядка 500 тысяч автомобилей. Поэтому начнем, как мне кажется, с наиболее массовой темы — ОСАГО. В прошлом году Центробанк расширил границы тарифного коридора. И на этом фоне поползли разговоры, что страховые компании будут работать по верхней планке и взвинтят ценник по максимуму. В этом году уже полемика развернулась на 180, мол, напротив, полисы будут дешеветь. Как обстоит дело на сегодняшний день?

— В целом по стране картинка пестрая. Но в Челябинской области в целом ничего не изменилось у большинства компаний. В Магнитогорске мы почему-то наблюдаем конкуренцию.

— Что значит «почему-то»? У нас рынок уже «попилен» в Челябинске?

— Нет, это связано с термином «токсичность регионов». Наша область под него подпадает из-за мошенников-автоюристов, которые активничают в отдельных территориях. Мы по-прежнему в красной зоне, плюс у нас был дефицит с полисами. И расширение тарифного коридора было введено с целью снизить эти риски.

Мы сейчас находимся в рыночной ситуации. В каких-то регионах тарифы повысились, в Курганской области, например, а в каких-то они понижаются. Это относится к Центральной России прежде всего.

— Да я про «Челябинск/Магнитогорск». Почему в Магнитке дешевеют полисы, у нас — нет?

— В Челябинске нет конкуренции.

— Компаний мало?

— Я думаю, что в Магнитогорске это связано с борьбой за влияние на металлургический комбинат и его сотрудников. Потому что это больше чем полгорода — кусок лакомый. И кто эту поляну окучит, тот и на троне. Хотя убыточность в этом городе для страховщиков хуже, чем в среднем по Челябинской области.

— Получается, компании идут на демпинг, чтобы потом, как в анекдоте «спуститься и разом окучить все стадо».

— Да, и в Магнитогорске всегда так было. А в Челябинске ровно — нет роста, нет и снижения. Но это уже достижение. Цифры выправляются. И я думаю, что если год-два еще будет сохраняться такая картина, наверное полисы начнут аккуратно дешеветь. Резкого падения, конечно, не будет. Мы — не Центральная Россия. Там, особенно в Москве, тариф пошел резко вниз. Потом на прошлой неделе три компании крупных обратно тарифы подняли наверх. Федеральная антимонопольная служба возбудила дело. Не совсем понятно, зачем, но ЦБ разъяснил, что раз есть тарифный коридор, то компании вправе так делать.

Владельцев старых машин стращают тем, что они могут остаться без полиса ОСАГО

— Тут пресса пугает заявлениями, что владельцы старых машин вскоре могут остаться без страховки. Ее не будут продавать без техосмотра. Я понимаю опасения автомобилистов, потому что сейчас диагностические карты раздают налево/направо — только плати. И я пару лет назад сам с этим столкнулся. При том, что у меня машина относительно новая и особо переживать за прохождение контроля не надо было, у меня ее даже смотреть не стали, тут же печать шлепнули, карту выдали и езжай куда хочешь. Я понимаю, что цель благая — очистить дороги от ржавых рыдванов. Но прежде чем обсуждать этот момент, давай разберемся в автопарке Челябинской области. Какие машины держат южноуральцы? Новые, старые, иномарки, отечественные?

— По стране средний возраст автопарка — 12 лет. В Челябинской области одно время этот показатель был лучше. Сейчас последних цифр у меня нет. Но, думаю, падение доходов и снижение покупательского спроса статистику явно не облагораживает. Новые автомобили покупают все реже, и на искомые 10–12 лет владения одной машиной мы выходим.

Я думаю, цель все-таки в другом. На самом деле система техосмотра фактически была развалена. Идея была — убрать госрегулирование, передать эту сферу страховщикам. Причем страховщики были против, тогда передали нашему профобъединению «Российский союз автостраховщиков», которому это тоже в общем-то не надо было. Плюс не сопроводили передачу каким-то инструментарием. В итоге имеем то, что имеем. Поэтому сейчас государство с подачи страховых компаний и МВД по сути возвращает то, что было — делает техосмотр настоящим. И, чтобы по дорогам не ездили машины, у которых колеса на ходу отваливаются, приняли закон в самом жестком варианте — с видеофиксацией, с четким регламентом к диагностическим линиям. Все серьезно. Но по сути — это требования, которые действовали до 2014 года. Как-то ведь эти машины раньше проходили техосмотр? У меня самого есть старый Москвич и я не знаю, как через год буду проходить техосмотр. Значит надо приводить его в соответствие, чтобы, как минимум, смог доехать до пункта диагностики (смеется).

— Чтобы избавиться от недостатка полисов и термина «токсичность», было внедрено «Электронное ОСАГО». Это частично сняло напряжение, но разбудило мошенников, которые делают копии сайтов страховых компаний, и продают якобы полисы, но по сути — фикцию.

— Эта беда продолжалась чуть больше года. Немало людей облапошили. На сегодняшний день Центробанк договорился с «Яндексом» и «Google» и они сделали сертификацию официальных сайтов. Теперь если вбить в поисковике «автострахование», «ОСАГО» или что-то подобное, то настоящие интернет-порталы страховых компаний помечаются галочкой «ЦБ РФ» и при должном внимании уже вряд ли получится промахнуться. Сейчас на фальшивый сайт, конечно, можно попасть через контекстную рекламу, но агрегаторы стараются это дело зачищать.

— Но «электронный полис» все равно пока экзотика?

— Не совсем. Пока законодательно есть только одно ограничение — электронные полисы запрещено продавать посредникам. Но по сути дела это на рынке происходит и скорее всего такой момент легализуют. Формально электронный полис можно купить только на сайте. Уровень продаж электронных полисов по общероссийской статистике — свыше 50 процентов. На самом деле цифра сильно завышена, потому что электронные документы продавали в том числе и сами страховые компании. Так удобнее: избавляешься от логистики, бланки не надо возить агентам и так далее. Но пока это не легализовано.

Естественный уровень продаж электронных полисов мы можем отследить как раз по Челябинской области, потому что у нас действует система «Единый агент» и мы можем смотреть на реальную картину — это 12 процентов. Но опять-таки, у нас нет дефицита полисов. Если взять соседнюю Курганскую область, там дефицит есть, а «единого агента» как раз нет, и там появились «серые посредники»: любой человек садится в будку, вывешивает табличку «полисы ОСАГО» и за дополнительные деньги просто продает человеку электронный полис сверх тарифа, потому что бумажный полис попросту не купить.

— Это же легальная схема?

— Я не знаю точно, по какой схеме они там берут деньги. Но по линии ГИБДД, например, же действуют конторы, которые за дополнительные деньги помогают справки, счета оформлять. Здесь скорее всего также, хотя ничего не мешает человеку самому зайти на сайт и купить полис. Сложнее, зато без наценок.

Электронные полисы ОСАГО не так популярны, как говорит статистика

— То есть, как ни крути, от бумажных версий мы еще нескоро откажемся.

— Пока «бумажка» превалирует, но проблем с ГИБДД нет, инспекторы уже поняли, что такое электронный полис. Базы РСА и ГИБДД интегрируются, так что проверить наличие полиса можно на любой трассе.

— Ну а пока «бумажка превалирует», от поддельных полисов и не избавиться.

— Гораздо меньше их стало, хотя вчера на заборе опять встретил «АСАГА за 2000». На самом деле от этой истории нам ни тепло, ни холодно, потому что нам эти поддельные полисы убытков не несут. Это покупатель такой фиктивной бумажки потом без выплат остается, еще и штрафы всяческие выплачивая.

Мы, конечно, из-за этих деятелей теряем потенциальных покупателей. Но, повторюсь, критичного ничего мы здесь с точки зрения продаж не видим.

— Мошенники встречаются на всех уровнях, не только на стадии покупки, но и на стадии совершения ДТП, когда всякие автоюристы предлагают «выторговать со страховщиков побольше денег».

— Я бы разделил этот вопрос на две составляющие. Есть добросовестные автоюристы, которые сопровождают человека, попавшего в ДТП и берут за это средства. А есть «черные» автоюристы, которые предлагают попавшим в аварию водителям передать им право получения возмещения по ОСАГО чуть ли не на месте ДТП. То есть по сути выкупят его сумму возмещения, а ему отдадут на 30–40 процентов меньше, зато «здесь и сейчас». А потом эти юристы через суд выжимают со страховщиков по полной.

Сейчас рынок автогражданки на Южном Урале все еще входит в топ неблагополучных. Но ситуация в регионе меняется: дела по страховому мошенничеству теперь передаются в ОБЭП. Растет число дел, которые доводятся до судов, и по многим выносятся приговоры с реальными сроками. Поэтому такие автоюристы из Челябинской области побежали. Теперь они осели в Екатеринбурге, пусть там с этим разбираются (смеется)

Мы еще не избавились от «подстав»...

— Сейчас, мне кажется, видеорегистратор почти у каждого в машине. Как тут «подставиться», когда есть видеодоказательство произошедшего?

— На разные ухищрения идут. Мы полиции помогли задержать такую банду в Свердловской области: в Екатеринбурге автомошенники, покупали по всей стране битые дорогие иномарки и подстраивали на них ДТП, чтобы получить деньги со страховых компаний. Аварии устраивали на трассах по ночам, чтобы не попасть на камеры видеонаблюдения. А затем, разбитые машины аферисты пригоняли к страховщикам: уверяли, что машину разбили в одном ДТП, а по факту она была битой до этого. И требовали возмещения. В Копейске подобные случаи были: там действовала банда маршрутчиков, таранили иномарки на ПАЗиках. Мы проводили экспертизы, и результаты показали, что большинство повреждений на машинах были получены не в этом ДТП. А потом выяснилось, что эти случаи не разовые, а поставлены на поток. У них там и свой юрист был, и автоэксперт, который оценивал ущерб. Сейчас эта лавочка свернута.

Из-за этих автоподстав, из-за «черных автоюристов» суды завалены исками. Чтобы их разгрузить, в России вводится институт финансового омбудсмена. Он будет разбирать споры на сумму до полумиллиона рублей. Его решения станут обязательны для исполнения, а если клиент или страховая компания не согласятся, то тогда можно идти оспаривать в суд.

Несмотря на наличие видеорегистраторов, «подставы» с дорог не исчезли

— Напоследок. Несмотря на то, что у нас до сих пор трамвайные стрелки кое-где передвигают ломиком, страна упорно говорит о высоких технологиях. Так Правительство России хочет тестировать на наших дорогах беспилотные автомобили. И, по данным прессы, вскоре Кабмин утвердит список из 10 регионов, где такие эксперименты станут возможными. Немного пофантазируем сейчас: когда и водители будут уже не совсем водителями, и ДТП при автоматизированной системе управления удастся избежать, тут уже никакие страховки не понадобятся. Чем вы займетесь?

— Я бы не стал забегать так далеко вперед. Пока вокруг беспилотных автомобилей продолжаются дискуссии: кто несет ответственность в случае ЧП? Водитель? Производитель? Напомню, что в прошлом году самоуправляемый автомобиль впервые сбил человека насмерть. По дороге ехала Tesla, когда женщина с велосипедом вышла на проезжую часть, теоретически мужчина мог перехватить на себя управление. Но он даже не следил за обстановкой, а просто во время поездки смотрел кино. Там до сих пор не разобрались, на кого вину возложить: на водителя, на автопилот. Так что в этом плане впереди еще немало бюрократических процедур. И страховые компании без дела не останутся (смеется).

Цивилизация, конечно, шагает по Европе семимильными шагами. В некоторых странах, например, для оформления ДТП используются дроны. Подлетает квадрокоптер, быстро все снимает и обратно на базу. Уйма проблем снимается.

— Что мешает в России совершенствовать все эти механизмы? Внедрять новинки? Сейчас смартфон уже умнее домашнего компьютера: через него можно и за квартиру заплатить; и открыть машину в Челябинске, находясь в Китае; и общаться с иностранцем без переводчика — текст будет автоматически транслироваться на нужном языке; и многое другое. Страховые продукты в этом плане выглядят, как динозавры в Сколково.

— Государство сильно зарегламентировано. Может быть даже чересчур. Очень много госструктур участвуют в экспертизе инициатив, связанных со страхованием: ЦБ, Минфин, Минтранс, экспертный совет и профильный комитет Госдумы, и т.п. Кроме того, когда мы выходим с какими-то законодательными инициативами, на нас чаще всего одна реакция: «опять эти что-то удумали». Да и внутри страхового сообщества споров зачастую больше, чем конструктива. Это сильно затормаживает процесс, но тем не менее рынок страхования за последние 3-5 лет существенно приблизился к мировым стандартам. Догоняем, конечно, но хотя бы сокращаем отставание.

Алексей Любавин