Александр Кузнецов:

«Наша задача — войти в число лучших общеобразовательных систем мира»

Андрей Ткаченко

Традиционно 5 октября по всей России и даже во всем мире отмечается День учителя. В честь грядущего праздника педагогов «Челябинский обзор» побеседовал с министром образования и науки области Александром Кузнецовым.

— Александр Игоревич, как в регионе будут отмечать День учителя?

— Традиционное для Южного Урала мероприятие в честь Дня учителя на протяжении многих лет — вручение премии губернатора. Были награждены 50 лучших представителей педагогического сообщества по итогам прошедшего учебного года — учителя, воспитатели, преподаватели системы среднего профессионального образования из самых разных территорий региона: от Нязепетровска до Бредов, от Магнитогорска до Челябинска, от Аши до Октябрьского района — география самая широкая. Везде по области у нас есть множество замечательных педагогов.

Помимо вручения премии губернатора мы наградили пятерку лауреатов нашего областного конкурса «Лидер в образовании», где отмечаем управленцев, специалистов нашей системы. Потому что без них система работала бы не так хорошо, как она на самом деле функционирует.

Череда торжественных мероприятий началась с прошлой недели, когда отмечали День работника дошкольного образования. 2 октября — День среднего профессионального образования, которая была создана 77 лет назад. В пятницу будет вручаться премия Законодательного собрания. Все закончится Днем учителя 5 октября. Так мы будем чествовать работников сферы образования.

В целом, мы регулярно посещаем образовательные учреждения, практически в ежедневном режиме. У нас их много: только муниципальных и государственных образовательных учреждений — более двух с половиной тысяч. А всего в регионе образовательной деятельностью занимается более трех тысяч различных организаций.

Министр образования на торжественном приеме педагогов в начале учебного года

— Учителя челябинских школ неоднократно становились обладателями всероссийский конкурсов и премий, в том числе «Учитель года». Какими достижениями отличились педагоги Южного Урала за последний год?

— Конечно, у нас немало достижений, учитывая, что образовательная система региона огромная — практически государство в государстве. В этой системе участвуют большое количество педагогов и детей, всего — около миллиона человек. И этот миллион человек практически каждый день выдает какие-то достижения на различном уровне — федеральном, международном.

Например, в прошлую субботу подвели итоги международного конкурса EuroSkills, где сборная России заняла первое место. Это конкурс молодых специалистов в рабочих профессиях. Наши ребята внесли серьезный вклад в копилку сборной — две золотых медали, причем в необычных специальностях: Константин Ларин — в веб-дизайне, Анастасия Распопова — в разделе «Визуальный мерчендайзинг и витринистика». Порадовали и мехатроники из политехнического колледжа Магнитогорска, которые взяли серебро. Каждый год наши представители системы среднего профобразования демонстрируют хорошие результаты.

Если брать процент участников в олимпиадах, в нашем регионе он существенно выше среднероссийского показателя. Это дает высокие результаты наших отдельных представителей на национальном и международном уровне. То же и с педагогами. Некоторые из них боятся участвовать в различных конкурсах. Но мы подходим к этому вопросу серьезно, убеждаем педагогов, что до тех пор, пока они не попробуют свою силу в конкурентном состязании с представителями других школ, детских садов, колледжей, понять, насколько они хороши — проблематично. Любой конкурс — это своеобразная методическая школа, происходит обмен опытом, практиками.

В прошлом году учитель школы № 68 города Челябинска Светлана Осадчая стала абсолютным победителем всероссийского конкурса «Воспитать человека», а Александр Коузов, учитель физкультуры начальной школы № 95 города Челябинска, — победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Директор образовательного центра № 4 Светлана Сергеева — абсолютный победитель первого областного конкурса «Лидер в образовании», о котором говорил выше.

— Как правительство и губернатор помогают системе образования помимо открытия новых учреждений, как, например, в «Ньютоне»?

— То, что открываются новые школы — у всех на виду, это очень яркие события, тем более эти школы отличаются необычностью архитектуры, техническим оснащением. Но мы понимаем, что если обновлять только материально-техническую базу новостроек, это не так сильно скажется на качестве образования в нашем регионе. Поэтому, естественно, мы уделяем внимание уже действующим учреждениям, поступательно увеличиваем объем субвенций, которые передаем муниципалитетам для оснащения учебными материалами и на новое оборудование по физике, химии, другим дисциплинам.

Что касается новостроек, то, как мы уже отмечали неоднократно, никогда еще в новейшей истории Челябинской области не открывалось столько новых школ, детских садов. В этом году уже начали работу две новые школы, будет сдана третья, при этом у нас в строительстве находится еще пять школ и столько же садиков. Это немалые суммы, миллиарды рублей. Но область и губернатор на эти расходы идут, так что поддержка есть. Конечно, особое внимание уделяем заработной плате, потом что это основной компонент нашей финансовой работы: обеспечить стабильность зарплаты, обеспечить поддержку специалистов, в том числе в отдаленных территориях.

Образование — самая финансово емкая система в регионе. На детские сады в 2017 году потратили 19 млрд, на школы — почти 29 млрд. Когда с губернатором обсуждаем расходы на сферу образования, он, честно говоря, не отказывает ни в чем. Для качества образования нужно много вложиться: где-то оборудование подкупить, где-то учебники. Сейчас эта тема закрыта. Борис Дубровский пошел на то, чтобы выделили дополнительные средства, и в этом году мы купили учебную литературу на 400 млн рублей. На транспорт, например, выделяем 100 млн каждый год, у нас полтысячи автобусов ходят по области, подвозят сельских школьников.

— Как сейчас обстоят дела в вузах, какие направления наиболее привлекательны для будущих педагогов?

— Привлекательность педагогической профессии, начиная с 2011 года, продолжает возрастать, потому что начали реализовываться финансово емкие проекты. Если раньше (это ни для кого не секрет) зарплата педагогов, мягко говоря, была невысокая, то сейчас уровень заработной платы равен среднему уровню зарплаты по экономике. У учителей школ даже в целом выше. Это один из хороших факторов, который стимулирует абитуриентов поступать на педагогические специальности. В этом году у нас в педагогическом колледже средний балл аттестата, с которым приходили девятиклассники — 4,8 балла из 5, можем отметить, что учителями стремятся стать отличники. Так что уровень абитуриентов растет.

Есть беспокойство по отдельным направлениям подготовки, например, физике. Здесь набор не очень высокий. Но мы над этим работаем, и я надеюсь, что в ближайшее время выправим ситуацию дополнительными стимулами. Традиционно гуманитарные специальности пользуются большей популярностью — история, филология, хотя мы видим, что неплохо обстоит дело и с информатикой, биологией, химией. Научный цикл будем подтягивать, хотя позитивная динамика есть во всех сферах.

— Как южноуральское образование смотрится на федеральном уровне? Есть чему поучиться у коллег из столицы и других регионов или, наоборот, им есть что перенять у нас?

— Мы уже многие годы занимаем устойчивые позиции выше среднероссийских показателей по всем уровням образования — дошкольному, общему, профессиональному. Но в любом случае, учиться у других, конечно, стоит. Есть регионы которые обладают более мощной ресурсной базой, та же Москва. Хотя учиться есть смысл не только у тех, кто обеспечен финансово, но и у тех, кто с меньшими ресурсами делает очень хорошие вещи. Нельзя просто взять московскую систему и просто к нам ее перенести в силу разных причин. Например, у нас в регионе доминируют по качеству образования крупные города — Челябинск, Магнитогорск, а села несколько отстают. У Москвы нет такой проблемы. Мы работаем с селами, в том числе с самыми отдаленными территориями. Мы должны учитывать комплекс различных факторов: подвоз детей, питание; есть и много других проблем, которые мы должны решать. Ситуация разнится от территории к территории в Челябинской области, но в целом, регион смотрится очень достойно на всех уровнях образования.

Мы постоянно участвуем в научно-практических конференциях, в инновационных проектах, которые организуются на федеральном уровне, сами выходим с инициативами. Например, региональный образовательный проект «ТЕМП», который инициировал губернатор Борис Дубровский в 2014 году, очень хорошо себя зарекомендовал, в том числе на федеральном уровне. Он как раз стимулирует мотивацию школьников, абитуриентов к выбору профессий, связанных с естественно-научным циклом, что для нас важно как для территории, которая зарабатывает и живет реальным сектором экономики.

«Наша задача — войти в число лучших общеобразовательных систем мира, и мы считаем, что это абсолютно достижимо. Международные исследования показывают, что наши выпускники начальной школы входят в тройку лучших по миру вместе со школьниками Южной Кореи, Сингапура. Сейчас мы планируем, чтобы к этому уровню подтянулись и старшеклассники».

Александр Кузнецов подсчитал статистику по региону: более 3 000 образовательных учреждений и около миллиона учеников и учителей

— Кто такие одаренные дети, и в чем заслуга педагогов в реализации этого «дара»?

— В федеральной концепции указано, что все дети — одаренные. Другое дело — в чем они одарены. Кто-то — в спортивной составляющей, кто-то — в искусстве, кто-то — в профессиональном мастерстве. Я сам был в числе разработчиков федеральных концепций по работе с одаренными детьми. Была такая специальная комиссия при Президенте РФ, я участвовал в совещаниях, которые проходили в Кремле. На мой взгляд, получился неплохой документ. Очень приятно, что учли замечания нашего региона, потому что в изначальной версии не учитывали студентов системы среднего профобразования.

Одна из главных задач системы образования — дать возможность детям на этапе взросления себя попробовать в разных сферах, чтобы определиться, в какой именно области ребенок может показать наилучший результат. Каждый ребенок может достичь высот, и очень важно, чтобы он понял, в какой именно сфере. Для этого надо ему давать пробовать себя, например, в дополнительном образовании. Кстати, российская система допобразования отмечает в этом году сто лет. Такой системы не существует больше нигде в мире. Только в нашей стране настолько бюджетно обеспеченное, мощное, повсеместное допобразование.

— Во многих школах региона появляется современное техническое оснащение. Как обстоит дело с подготовкой учителей к цифровизации учебного процесса?

— Регион еще в 2002 году начал участвовать в проекте информатизации системы образования. Прошло больше 15 лет. Сейчас гаджеты, компьютеры стали привычным явлением не только для учебного процесса, но и всех сфер жизни. У нас уже не осталось педагогов, которые не владели бы техникой хотя бы на уровне пользователя. Задачи, которые стоят перед педагогами на различных уровнях системы образования, стали гораздо более серьезными — мы говорим не просто о работе с компьютерами, а о работе с социальными сетями, с онлайн-учебниками, которые содержатся в удаленных базах данных. Мы говорим о цифровизации, информатизации системы образования, потому что этот процесс дает совершенно новый импульс не только учебному процессу, но и вообще педагогике как науке.

Сейчас окружающий мир очень быстро меняется, появляются новые методики, средства обучения. Мы многое берем из бизнеса: технологии, которые применяются в этой сфере, зачастую оказываются эффективными в образовательном процессе. Мир меняется — и вместе с ним меняются педагоги. Для этого выстроена система переподготовки. И мы над этим трудимся и меняем саму программу повышения квалификации.

Важным фактором является и самоподготовка. Педагог, да и не только педагог — любой специалист — должен учиться ежедневно. Каждый сам для себя должен выстраивать свою систему самообразования, иначе слишком быстро отстанешь от современного мира.

— Александр Игоревич, что бы вы хотели сказать педагогам Южного Урала накануне профессионального праздника?

— Наша система зиждется на определенных традициях, поэтому я традиционно хочу пожелать коллегам здоровья на долгие годы и благодарных выпускников. Главная наша задача — успешность наших детей, учеников, воспитанников. В садиках, в школах, в колледжах и вузах закладывается будущее не только каждого отдельного взятого ребенка, человека, но и всей страны.