Нам есть куда расти

Агентство инвестиционного развития Челябинска подвело итоги первой половины года

Андрей Ткаченко

Автономная некоммерческая организация «Агентство инвестиционного развития города Челябинска» была создана всего два года назад — в июле 2016-го, но за это время уже успела зарекомендовать себя как в столице региона, так и далеко за его пределами.

В цифрах и не только

Основные цели деятельности Агентства инвестиционного развития Челябинска — привлечение инвестиций в экономику муниципального образования, оказание поддержки субъектам инвестиционной деятельности, формирование и продвижение положительного инвестиционного имиджа Челябинска, осуществление мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата в городе. Кроме того, агентство является одним из активных участников разработки Стратегии развития Челябинска.

Председателем Наблюдательного совета АНО «Агентство инвестиционного развития города Челябинска» является глава Челябинска Евгений Тефтелев. И по его оценке
ключевые показатели эффективности по итогам первого полугодия 2018 года оказались более чем удовлетворительными.

Так, например, сейчас агентство сопровождает 11 инвестиционных проектов по принципу «одного окна», а заявленный объем инвестиций в них уже оценивается суммой в 10 млрд 418 млн рублей при плановом показателе 800 млн. Но не менее важным в сегодняшних экономических условиях является рост числа рабочих мест — благодаря получившим поддержку инвестпроектам их было создано 1 683. Однако не только цифры характеризуют результат работы — меняется отношение предпринимательского сообщества.

— В целом мы достаточно положительно оцениваем итоги полугодия, — подчеркнула директор агентства Татьяна Степанова. — Все больше и больше людей о нас узнают, приходят со своими бедами — абсолютно разными. Если раньше, например, просто спрашивали, чем мы занимаемся, чем мы можем помочь, то сейчас приходят адресно, с конкретными идеями или с проблемами. К нам стали направлять предпринимателей не только из города, но и из области — с какими-то узкопрофильными вопросами, и мы с ними тоже стали довольно плотно работать. И мы тратим время целенаправленно — на проработку вопросов и поиск решений, оптимальных для предпринимателей. Для нас очень важно, чтобы представители малого и среднего бизнеса не замыкались на своих проблемах — например, если выставляют высокие тарифы или долго рассматривают пакет документов. Мы говорим: «Есть одно окно — приходите к нам, обращайтесь, а мы своими руками решим ваши вопросы». И обратная связь показывает, что есть результат.

Агентство инвестиционного развития помогает предпринимателям организовать встречи и переговоры, представить свою продукцию на выставках и форумах за пределами Челябинской области.

Рассказывает Наталья Симонова, генеральный директор ООО «Альтерма»:

— Мы участвовали в Российском промышленном форуме в Уфе, представляли свою продукцию и в Екатеринбурге. Наша компания производит композитные материалы, изделия из термопластичных материалов могут использоваться в том числе в обустройстве городской среды или в сельском хозяйстве. А такие поездки — это расширение связей, появление новых партнеров, клиентов и поставщиков сырья. К сожалению, у нас много говорится об инновационном производстве, но на деле мы сталкиваемся с тем, что новый продукт очень трудно вывести на рынок. Поэтому именно на начальном этапе очень полезна помощь таких организаций, как Агентство инвестиционного развития. Конечно, АИР не решит проблем глобально, например, если нам надо подвести газ, но поможет с этим вопросом разобраться быстро, грамотно, без лишней бюрократии и с минимумом затрат. Это такая палочка-выручалочка для бизнеса.

АИР помогает предпринимателям в организации встреч и переговоров, презентации продукции на выставках и форумах

Вопросы, с которым чаще всего обращаются предприниматели:

  • Получение льготного финансирования;
  • Поиск/предложение площадки для реализации инвестиционных проектов;
  • Взаимодействие с горадминистрацией и ее структурными подразделениями;
  • Подключение инженерной инфраструктуры;
  • Расширение рынка сбыта.

Новые горизонты

Еще один важный итог первой половины года связан с разработкой маркетинговой стратегии города Челябинска.

— Мы как агентство выбраны в качестве ключевой площадки, аккумулирующей вообще всю информацию в рамках работы со стратегией, — пояснила Татьяна Степанова. — То есть мы являемся неким бэк-офисом по проведению всех ключевых событий, связанных с разработкой этого документа. Вся работа разбита на три этапа, и сейчас мы определились с организацией, которая может провести независимый анализ информационного и конкурентного потенциала Челябинска. Это будет московский Центр территориального маркетинга.

Компания, которую возглавляет Константин Гаранин — лучший директор по маркетингу территорий 2016 года по версии Ассоциации коммуникативных агентств России, — имеет опыт работы в таких разных городах, как Астана и Торжок, Якутск и Новотроицк, Алма-Ата и Сосновый Бор. Центр территориального маркетинга, кстати, уже имел опыт работы в Челябинске в качестве участника профильных мероприятий и к тому же работает с некоторыми местными компаниями.

Одной из таких потенциальных точек роста для Челябинская может стать... конгрессно-выставочная деятельность. И Агентство инвестиционного развития намерено активно продвигать городские площадки для проведения крупных деловых и культурных форумов. Ведь каждое такое мероприятие работает на экономику территории: каждый участник тратит в среднем от 10 до 15 тысяч рублей в день на проживание, питание, транспорт, экскурсии, сувениры и другие покупки.

Участие в международной ассоциации ICCA, уверена Татьяна Степанова, откроет для Челябинска новые перспективы

— Мы как город вступили в международную ассоциацию ICCA — получили соответствующий сертификат. Это крупнейшая в мире ассоциация конгрессов и конференций, работающая с 1993 года. Она объединяет 950 членов в 88 странах. Это ключевая организация в индустрии встреч, — делится планами Татьяна Степанова. — Почему мы делаем на этом акцент? Потому что сейчас мы все живем в ожидании саммитов ШОС и БРИКС — готовится город, готовится вся инфраструктура города. Но в 2020 году встанет вопрос: хорошо, все прошло, а что делать дальше со всем этим? Поэтому мы уже сейчас начинаем прорабатывать этот вопрос с позиции привлечения на готовую инфраструктуру каких-то новых крупных событий, в том числе мирового уровня. Например, есть так называемые ротируемые мероприятия, которые ежегодно проходят в разных частях света, и мы хотим, чтобы Челябинск тоже рассматривался в качестве такой площадки. Вообще, индустрия встреч — это одно из активно развивающихся во всем мире направлений. Расходы на деловые поездки каждый год растут — по оценкам экспертов, рост инвестиций в ивент-индустрию дают пяти-семикратный сопряженный эффект в других отраслях! При всем при том емкость этого рынка в России всего 0,02% ВВП, тогда как в США это 2%. А если говорить о российской статистике, то Челябинск среди других регионов пока только на 12-м месте — в основном благодаря спортивным и узкопрофильным мероприятиям. Так что нам есть куда расти.

Для справки:

ICCA (International Congress and Convention Association) — Международная ассоциация конгрессов и конференций со штаб-квартирой в Амстердаме, основанная в 1963 году. Объединение решает задачи по продвижению конгрессно-выставочной деятельности, управлению организацией и проведением встреч и совещаний, развитием делового туризма, поддержке деловой активности в отрасли и т. д. ICCA включает более 950 членов в 88 различных странах.

Другой Челябинск

Татьяна Степанова поделилась еще одной интересной новостью: Челябинск в лице городского агентства инвестиционного развития получил приглашение — единственным из страны — принять участие в стажировке в рамках программы развития технологий «умных городов», организованной Генеральным Консульством Германии в Екатеринбурге и Правительством Германии. О результатах изучения европейского опыта и о том, как Челябинск сможет применить эти технологии у себя, мы обязательно расскажем в одном из следующих номеров «Челябинского обзора». А пока подведем итоги — можно ли уже сегодня сказать, что имидж нашего города начал меняться?

Да, отвечает Татьяна Степанова, хотя еще и предстоит сделать очень много как в самом городе, так и во внешнем информационном поле. В 2018 году, например, прошли круглые столы с бизнесменами и представителями администрации Кореи, Турции, Германии, Японии.

— Мы много и активно работали над продвижением непосредственно города Челябинска и челябинского бизнеса. И, организуя, например, поездку на промышленный форум в Уфе, мы акцент делали на том, чтобы показать самые интересные, инновационные и перспективные производства. Все знают, что у нас промышленный город, это так, но ломаем стереотип — мы стараемся представить Челябинск как город высоких технологий, в том числе очень много в этой сфере задействовано предприятий среднего и малого бизнеса. Именно это мы всячески подчеркиваем, показываем, что двигаемся вперед. В любом случае, это только начало, нам очень важно и дальше работать с внешним полем. У нас запланированы поездки в Корею и в Словакию именно с целью презентации города Челябинска. Потому что если и не выезжать, не выставляться, не вести переговоры, то и толку-то не будет — сохранится прежний стереотип.

«Если и не выезжать, не выставляться, не вести переговоры, то и толку-то не будет — сохранится прежний стереотип»