Адик Абдурахманов:

«Симфонический оркестр даст большой всплеск культуре Челябинска»

Наиль Фаттахов

Основатель и художественный руководитель оркестра «Классика», заслуженный артист России, профессор и почетный гражданин Челябинска Адик Абдурахманов о том, почему городу необходим собственный симфонический оркестр.

— Челябинцы хорошо знают оркестр «Классика». Сейчас принято решение об организации симфонического оркестра. Расскажите читателям, зачем Челябинску нужен симфонический оркестр и почему до сих пор его у нас не было?

— Челябинск — единственный из российских городов с населением более миллиона жителей, не имеющий симфонического оркестра. Все остальные города-миллионники такими оркестрами располагают, несмотря на наличие оперного театра или театра музкомедии, к примеру. Я не имею в виду Москву и Санкт-Петербург. Многие города, чье население меньше миллиона человек, имеют собственные симфонические оркестры. Наконец, очередь дошла и до нас. Это — мечта многих поколений, начиная с 60-х годов. Еще когда я был маленьким, люди уже мечтали иметь свой симфонический оркестр.

Я хочу сказать огромное спасибо нашему Министерству культуры и в особенности губернатору Борису Дубровскому, за то, что он имел смелость принять решение об организации в Челябинске собственного симфонического оркестра.

— Но так ли нужен свой оркестр в промышленном городе?

— Мы (имеется в виду оркестр «Классика» — прим. редакции) на протяжении последних пяти лет играем концерты в филармонии и зал постоянно набит битком. Людям хочется слушать симфоническую музыку и они не должны быть обделены по сравнению с населением других культурных городов. Конечно, мы — промышленный город. Но в России много городов со схожей спецификой, имеющих свои симфонические оркестры уже много лет. При этом наш регион уникален — какая еще область может похвастаться тем, что у нее три музыкальных вуза?

— Я как раз хотел спросить о кадрах. Ведь оркестр — это достаточно большой состав, так?

— У нас будет не настолько большой состав, скорее, средний по размеру. Большой состав — это, к примеру, Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова или Русский национальный оркестр. Там более ста человек, но такое количество музыкантов наша сцена не вместит.

— Сможем ли мы заполнить оркестр местными музыкантами?

— Любой оркестр, каким бы он ни был, все равно будет формироваться за счет приезжих кадров. Взять любой московский оркестр: там мы обязательно увидим и музыкантов из Петербурга, и из зарубежья. Даже в берлинском оркестре есть музыканты из других стран. Можем ли мы сейчас сказать, что оркестр сразу будет укомплектован полностью? Нет. Но у нас есть костяк. У нас есть камерный оркестр «Классика», где есть основная группа струнных инструментов. У нас уже есть двадцать пять музыкантов для будущего симфонического оркестра.

— А как вообще происходит набор в симфонический оркестр?

— У нас есть джентльменская договоренность с Оперным театром, что мы не будем брать музыкантов из их оркестра. Во всех городах симфонический оркестр и оркестр оперного театра сосуществуют без проблем. Конечно, у меня есть мечта увидеть здесь лучших музыкантов. У меня хорошие связи с ведущими музыкальными вузами, есть договоренность, что если мы объявим конкурс, то их выпускники приедут к нам.

«Сегодня у нас уже есть костяк для будущего симфонического оркестра»

В нестоличных городах конкурс зачастую проводится под патронажем профессоров музыкальных вузов Москвы и Санкт-Петербурга, которые слушают игру приезжающих конкурсантов. Как это будет происходить у нас, я пока не знаю.

— А когда вы создавали «Классику», уже мечтали о большом оркестре?

— Нет, все происходило спонтанно. Когда я приехал сюда из Санкт-Петербурга в 87-м году (Адик Аскарович окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию по специальности «оркестровые инструменты» — прим. редакции), то изнывал от того, что в искусстве тут не было жизни. Потом преподавал в Уральской консерватории (Екатеринбург) и очень устал туда все время ездить, о чем и сказал ректору. Тогда он сказал: «Я знаю, что у вас в Челябинске есть ансамбль. Чтобы вы остались с нами подольше, предлагаю вам получить у нас образование по специальности „симфоническое дирижирование“».

Я часто играл концерты в филармонии, потом возник ансамбль, потом — небольшой оркестр. И этот небольшой оркестр уже существует 25 лет. Мы один концерт сыграли хорошо, потом — другой, и подумали: почему бы нам не начать играть на постоянной основе? Иное дело, что больше десяти лет мы существовали на вольных хлебах, грубо говоря. Нас быстрее признали за рубежом, чем здесь. Но нам повезло — директором филармонии стал [Алексей] Пелымский. Он креативный человек и умеет смотреть в будущее. Есть умные люди, а есть мудрые люди. Он мудро рассудил, что не может быть филармонии без коллектива, исполняющего классическую музыку.

— Вы славитесь любовью к музыкальным экспериментам, порой очень смелым для Челябинска. Почему?

— У меня молодой коллектив, и мне хочется, чтобы им было интересно. Сейчас у меня студенческий оркестр, с которым мы в Институте культуры сделали мюзикл. Он им интересен. Они играют, поют, все красиво, молодежная тусовка. Поэтому я иду на различные эксперименты, начиная с современной музыки, компьютерной, джазовой — мы экспериментируем с самыми разными жанрами и направлениями. Сейчас планируем с [автором-исполнителем, народным артистом РФ Олегом] Митяевым сделать совместный проект. Молодым это интересно, и мне хочется, чтобы это получилось по-настоящему.

Создание симфонического оркестра — кропотливая и сложная работа

— У вас уже есть планы, чем будущий симфонический оркестр должен «выстрелить»?

— Все должно идти постепенно. Оркестр должен развиваться. Должен пройти свою школу. С нашим оркестром сейчас мы играем сложнейшие программы. Например, мы играем все фортепианные концерты Прокофьева, считающиеся сложнейшими для оркестра. Но это разовые акции. А для становления оркестра, чтобы он нормально развивался в ансамблевом плане, в плане чистоты строя, в плане технологии и так далее, нужно идти от классики, позже поднимаясь выше и выше.

«Здесь можно создать оркестр, который будет играть гениально»

Само собой, у меня есть планы. Но все зависит от того, как мы наберем этот оркестр. Есть свои законы, которые мы должны соблюдать. Это — трудная работа. Она очень кропотливая и сделать ее наездами не получится. Приезжал оркестр Башмета, я уже договорился, чтобы мои концертмейстеры съездили к нему и посмотрели, как там работают. Я стараюсь договариваться с теми струнниками, что сюда приезжают, позаниматься с нашей струнной группой. Все группы оркестра должны получить эту закваску, понять технологию — как заниматься, чтобы все хорошо получилось.

Конечно, в столице и здесь уровень музыкантов отличается. Но и здесь можно создать оркестр, который будет играть гениально. Иное дело, что там для этого потребуется две репетиции, а здесь — десять. Но уровень мы можем показывать очень хороший.

— Мы все время говорим о профессиональных аспектах. А как же «человеческий фактор»?

— Все музыканты индивидуальны. Всех их в консерваториях учат быть индивидуальностями, а потом они приходят в оркестр, где их приходится причесывать под одну гребенку. Но это один из законов. Возьмем, к примеру, струнников. У нас очень хорошая скрипичная школа. У нас все в консерватории играют концерт Брамса, концерт Чайковского или концерт Сибелиуса — сложнейшие произведения. У нас очень хорошо звучащие скрипачи. Но у них очень слабая подготовка в ансамблевой игре, в оркестровой игре, в групповой дисциплине, в чистоте строя и так далее. На Западе, например, зачастую не играют сложных произведений, не отличаются хорошим экспрессивным звуком, или кантабиле (манера, при которой инструмент подражает пению — прим. редакции). Но у них железная дисциплина, они стараются играть под концертмейстера, играть в группе и слушать друг друга. Они стремятся не выделяться и играть слаженно.

У нас в этом слабость, и с этим надо кропотливо заниматься. Иногда, чтобы привести музыкантов в общее русло, может пройти год. Бывали разные случаи. Очень хороший виолончелист проходит в очень хороший оркестр, но через год с ним прощаются, потому что он — солист. Он не может играть в группе. У оркестра свои законы, которые нужно постичь, и на это уходит время.

Не каждый исполнитель должен быть солистом

Я вам честно скажу. Даже из московской консерватории солистом выходит один из тысячи музыкантов. Остальные должны быть оркестровыми исполнителями.

У нас есть очень хорошие вещи, которые нельзя трогать. Обучение специальности у нас должно происходить, как и двести, и сто лет назад: из ушей — в уши, из рук — в руки. Чтобы услышать, почувствовать эти микроощущения. Именно благодаря этому наша скрипичная или фортепианная школы считаются очень хорошими.

— Адик Аскарович, и все же — что даст городу симфонический оркестр?

— Он даст старт. Если сюда придут хорошие музыканты — они начнут преподавать, и по чуть-чуть общий музыкальный уровень Челябинска будет подниматься. Это будет большой всплеск, когда у нас в городе появится симфонический оркестр, поверьте. Всегда так бывало, это — этап, пройденный во многих городах. Такое дело.

Решение о создании симфонического оркестра принял губернатор Челябинской области Борис Дубровский этой осенью. Впервые разговор о такой возможности между Борисом Александровичем и членом совета по культуре при Президенте РФ, народным артистом РФ Денисом Мацуевым состоялся несколько лет назад, но тогда регион не был готов к практическому воплощению этой идеи. Этой осенью такая возможность появилась.

Прославленный пианист Денис Мацуев на своей страничке в социальных сетях поздравил южноуральцев:
— Я очень надеюсь, что и у Челябинского симфонического оркестра будет большое будущее. Отдельно благодарю за принятое решение губернатора Бориса Александровича Дубровского, с которым мы знакомы и который очень помогает культуре Челябинской области и нашему фестивалю здесь. Челябинск уже многие годы был достоин иметь собственный симфонический оркестр. И вот справедливость восторжествовала. Поздравляю нас всех с этим событием. Мы с этим оркестром обязательно выступим. Вполне возможно, уже весной этого сезона. Держу за это кулаки.

Министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин:
«Симфонический оркестр будет функционировать на базе оркестра „Классика“. Губернатор выделил 22,4 миллиона дополнительно к предыдущей сумме. И сейчас художественный руководитель камерного оркестра Адик Абдурахманов проводит кастинги, прослушивания, приглашает музыкантов. Чтобы укомплектовать состав, нужно набрать 43 исполнителя. Новое штатное расписание появится уже в январе 2019 года, в нем числится в общей сложности 86 человек. Так что фактически с 1 января оркестранты могут приступать к репетициям».